Доступность прекрасного
совершенно изменяет «оптику», что дает возможность словно перенестись в
другое временное пространство. Так произошло со мной в Балаклаве,
визитной карточкой которой, по мнению моего высокопрофессионального гида
— кандидата исторических наук Алексея Иванова, служат сразу три
исторических объекта — бухта, крепость Чембало и набережная.
Эти составные части
уютного уголка на Юго-Западе Крыма стали связующим звеном между
древностью и современностью, позволяющим совершить путешествие в прошлое
и благополучно вернуться назад.
«Балаклавская бухта, — начинает рассказ
Алексей Валерьевич, — совершенно уникальна с геологической точки зрения.
Таких мест, представляющих собой глубокий тектонический разлом,
заполненный водой, в Крыму больше нет! Глубина ее, даже при заиленном
фарватере, составляет 17 метров. Редкие особенности бухты, начиная с
древних времен, привлекали к ней пристальное внимание. В 2006-м
Балаклава отметила 2500-летие, и хотя дата, с моей точки зрения, ничем
не обоснована и не подтверждена «документально», тем не менее земля эта,
конечно же, очень древняя, но археологически еще недостаточно
исследованная. Упоминания о ней как о важном пункте каботажной навигации
Южного берега Крыма можно найти в трудах античных географов. Принято
считать, что она служила хорошим укрытием для таврских пиратов, но опять
же, документального подтверждения этому нет. Бесспорно лишь одно — с
достаточно древних времен бухта была центром рыбного промысла, и эта ее
особенность, пронесенная через века, отражена в знаменитых куприновских
«Листригонах». В XIX веке в прибрежных водах водилась любая рыба,
добывавшаяся в Черном море. Перефразируя известную фразу, с полной
уверенностью можно утверждать, что в бухте, как и в Греции, есть все! И
тайн она хранит немеряно, но по ряду объективных причин (в начале
прошлого века Балаклаву рассматривали только как курорт, а в советские
времена — как базу подводного флота) археологические раскопки находятся
пока «на первой ступени».
Великолепие бухты — особая тема. Даже в
богатом красотами крымском побережье она даст фору многим другим,
несмотря на сложность войти в бухту, с которой сталкивались
мореплаватели, особенно в шторм, и это отмечали самые искусные лоцманы
со времен Османской империи. И сегодня жизнь бухты далека от штиля — ее
«штормит» от ряда построек, которые время от времени возникают на
склонах, превращая уникальный многовековой ландшафт в «филиал»
среднестатистического европейского курорта. В прошлые века, по меткому
определению моего гида, «архитекторы никогда не соревновались с Богом»,
чего не скажешь о нынешних зодчих. Разве так уж необходимо было строить
близ дачи «Фата Моргана» здание, которое на века нарушило первозданный
вид бухты и подтвердило, что большие деньги (а дом из стекла и
современных материалов стоит немало) не всегда во благо. Впрочем,
подобные стройки, искажающие облик Черноморского побережья, стали уже
притчей во языцех, и, похоже, бороться с ними не в силах ни историки, ни
краеведы, ни местные жители. Во всяком случае — пока.
На
все это с высоты противоположного холма «взирает» одна из самых
примечательных крепостей Крыма — Чембало, входящая в состав
государственного заповедника «Херсонес Таврический». И если Херсонес уже
во времена средневековья превратился в памятник культуры и архитектуры,
то Балаклава, включая и
знаменитое строение, продолжает оставаться связующим звеном между
прошлым и настоящим — наши современники въезжают в нее по дороге,
помнящей повозки позднесредневековых времен. Здесь сохранена идея
средневекового города, и это ощущается во всем, включая планировку трех
главных улиц.
Чембало — памятник, указывающий на
генуэзское присутствие (с 1340 года до середины XV века) в Крыму.
Крепость не только находится в хорошем состоянии, она еще и великолепно
вписана в пейзаж, а это добавляет впечатлений многочисленным
посетителям. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы, предыстория которых
достаточно драматична, поскольку подтверждает «теорию жареного петуха».
Несколько лет назад часть донжона (главной башни) рухнула, и то, что
надо было делать «еще вчера», в спешном порядке стали делать сегодня. На
территории продолжаются также археологические раскопки (каждый сезон
здесь работает не менее двух экспедиций), позволившие исследовать
оборонительные сооружения и застройку внутри крепости, что со временем
станет частью экспозиции.
Набережная
Балаклавы — это уже более близкая история, то бишь век девятнадцатый (в
пятнадцатом — шестнадцатом, разумеется, не было стационарных причальных
сооружений). Первую деревянную набережную построили англичане во
времена Крымской войны: общеизвестно, что в период Восточной военной
кампании здесь стояли войска из туманного Альбиона, располагались ставка
командующего, склады с боеприпасами, даже проходила железная дорога.
После завершения войны местные жители набережную поломали и разобрали на
дрова. Сегодняшняя, каменная, возникла в конце позапрошлого века, и
именно по ней гулял Александр Куприн, воспевший красоты Балаклавы.
Писателя недавно увековечили в бронзе, и очень симпатичный памятник
теперь стал еще и местом «фотосессий» туристов и отдыхающих.
Самое
старое здание на набережной — гостиница «Гранд Отель», некогда
принадлежавшая состоятельному греческому семейству. Сейчас это ничем не
примечательный (несмотря на красующуюся на нем охранную табличку) дом,
имеющий мало общего с оригиналом. Многочисленные достройки и перестройки
свели на нет все усилия историков и краеведов сохранить первозданность
гостиницы, и теперь имеем, что имеем...
—
Сегодня в Балаклаве, — говорит Алексей Иванов, — многие дома как
объекты истории и культуры находятся под охраной государства, что, к,
сожалению, не спасает от изменения их первоначальный облик.
Снова
просматривается тенденция, характерная для многих уголков Крыма (мне бы
не хотелось «персонифицировать», но в прошлом году, посетив после
десятилетнего перерыва Гурзуф, была несказанно удивлена его изменившимся
обликом, причем не в лучшую сторону. — Прим. автора). В случае с
Балаклавой, считают историки и краеведы, необходимо попытаться
сохранить хотя бы то, что осталось. В противном случае она просто не
выдержит новой нагрузки, ложащейся на историческую часть города в виде
многочисленных новостроев и наплевательского отношения к прошлому,
которое демонстрируют некоторые местные жители, владеющие здесь
недвижимостью. Пристройки в виде гаражей и «сарайчиков на четыре
койко-места» ради сиюминутной выгоды использования их в курортный сезон
нанесут (да и уже нанесли) непоправимый вред Балаклаве.
По
счастью, власти Севастополя понимают нависшую угрозу, и на одном из
градостроительных советов обсуждался вопрос о возможных путях
современного развития Балаклавы без ущемления ее культурных ценностей.
Времени на раскачку практически нет — многие
исторические памятники просто «дышат на ладан», как кинотеатр «Родина»,
ранее носивший французское название «Мон-Пепос» и принадлежавший богатой
греческой семье. Этот «памятник» человеческому беспамятству (простите
за тавтологию) красуется в самом центре набережной в ужасающе
облупленном состоянии. Вместе с тем кинотеатр — один из самых старых в
Крыму (в следующем году исполнится 100 лет со дня его открытия) и хотя
бы по этой причине заслуживает более уважительного отношения. Здесь
уместно вспомнить помпезность, с которой в столице России отметили
вековой юбилей кинотеатра «Художественный», а ведь «Мон-Пепос» не
намного «моложе».
Говоря языком кинематографистов, «сценарии»
развития одного из пленительных мест Крыма еще находятся в стадии
написания, но очевидно одно: чтобы «фильм» под названием «История и
культура Балаклавы» получился, надо приложить усилия властей, историков,
краеведов, а еще — «аборигенов», которые должны понимать — сохранение
памятников сегодня обеспечит благосостояние завтра. —
Среднестатистических современных курортов по всей Европе — пруд пруди, а
Балаклава, с ее уникальным природным ландшафтом, пронизанным ветрами
веков, — одна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий